РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ДОСУГ: МИФЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Многих родителей заботит вопрос, нужны ли дополнительные занятия при и так большой нагрузке в школе. И как выбрать направление занятий, продолжительность и на что обращать внимание в программе. Достаточно ли спортивных, художественных секций и английского для развития гармоничной личности. Обратимся к мнению экспертов, обсудим мифы и реальность данного вопроса.
Эксперты:
Юлия Васильева – генеральный директор Академии Лидерства и Бизнеса, коуч, психолог.
Наталия Новик - руководитель методической лаборатории Академии Лидерства и Бизнеса, педагог – тренер, эксперт проектного конструирования. Руководитель долгосрочных и краткосрочных проектов.
МИФ 1. У НАС ИТАК ВСЕ ХОРОШО. МЫ ВСЕ ЗНАЕМ.
Тенденции в современном воспитании и обучении детей?
Ю.В. Все чаще от высших руководителей государства звучит идея о том, что в ближайшее десятилетие человеческий ресурс будет самым дорогим и востребованным во всем мире, за него будут бороться все самые крупные корпорации. И самая надежная и важная инвестиция сейчас –это развитие и воспитание молодого поколения. Чем раньше родители это понимают, тем больше возможностей у ребенка. Радует, что сегодня все чаще и чаще родители осознанно относятся к процессу воспитания.
Н.Н. В 2008 г. на конференции в Лондоне, в которой приняли участие ведущие педагоги, психологи, учителя, был освещен феномен детей, рождаемых с 2000-х годов. Частота работы мозга 50% малышей в 7 раз превышает частоту работы мозга взрослого человека. Это объясняет, почему сегодняшнее поколение детей так быстро разбирается в гаджетах, мгновенно обрабатывает большой поток информации и фильтрует его. И почему новое поколение так не понятно взрослым.
Родителям приходится искать новые способы воспитания, чтобы понять ребенка, сохранить его, так как старые принципы не работают. За последнее время тенденции в воспитании детей изменились: родители проявляют активный интерес к процессу, обучаются, меняют свои стратегии в пользу интересов детей и их гармоничного развития. Это большой прогресс, когда родитель осознает в чем суть воспитания, а не просто декларирует свои требования («потому что я так сказал»). Такой прогресс усиливают общие тенденции в нашем обществе.
МИФ 2. МЫ УСТАЕМ В ШКОЛЕ. ПУСТЬ РЕБЕНОК ОТДЫХАЕТ.
Зачем необходимо дополнительное образование?
Н.Н. Дополнительное образование – это возможность с раннего возраста гармонично развиться, комфортно социализироваться и выявлять способности, предрасположенность к различным видам деятельности.
Своевременное получение актуальной возрасту информации предвосхищает трудности, особенные в каждом периоде. Ребенок – чистый лист, он загружает в «свою базу данных» все, что видит, слышит вокруг. На дополнительных занятиях понятным для возраста способом педагоги прорабатывает все важные моменты для формирования навыка, который затем может использоваться во всех сферах жизни, ребенок чувствует себя уверенней, может сам анализировать контекст, в который попадает.
Для ребенка полезнее быть занятым, чем иметь свободное время, которое он еще не умеет занимать. Он обучается планировать свое время, свои ресурсы, быть в поиске новой информации, слышать себя, заявлять о себя, быть самомотивированным.
Папа одного из наших студентов с радостью поделился тем, что сын стал регулярно писать себе цели на месяц и следовать им, расставляет приоритеты, вышел с родителями на конструктивный диалог. Другой наш студент принял решение бегать каждое утро в 6 утра, делает это для себя, решив, что мужчине важно иметь здоровое тело и тренировать силу воли. По-разному наши студенты реализуют полученные на проектах знания и навыки, но важно то, что они начинают жить и действовать более осознанно и с пользой для себя, сами делают выбор и пробуют.
Поэтому позиция родителей «Я знаю сам, что нужно моему ребенку и выбираю за него» скорее вредительская и поверхностная, чем заботливая и участливая.
МИФ 3. ЕМУ БУДЕТ НЕ ИНТЕРЕСНО И НЕ ПРИГОДИТСЯ.
Что важно для возрастных групп от 7 до 16 лет?
Н.Н. Важность и актуальность любого процесса в деятельности ребенка определяет его возраст:
В 7-10 лет – это учебная деятельность, поэтому важно поддерживать в нем интерес к познанию, самостоятельность, ответственность;
В 10 -15 лет особое значение ребенок уделяет общению, соответственно, задача педагогов – научить его эффективно взаимодействовать с внешним миром и с собой;
В 15 -17 лет подросток уже осознает свою потребность реализации в учебно-профессиональной деятельности и тут очень важно направить его и оказать содействие в выборе.
Подростки совсем не ориентируются в современных специальностях, не имеют критерия выбора будущей профессии, делают свой выбор инфантильно, не могут внятно ответить, чего хотят. Этот факт подтверждает сегодня дефицит квалифицированных кадров. Если посмотреть «Атлас будущих профессий», можно убедиться, что та профессия, которая считается модной и доходной сейчас, скорее всего изживёт себя через 5-10 лет. А точный выбор направления, исходя из таланта и предрасположенности, гарантирует нужность на рынке труда в будущем. Поэтому дополнительное образование прочный фундамент всей жизни.
Ю.В. В каждом возрасте свои особенности и «узкие места». Упустив один возраст, в дальнейшем проблемное поле усиливается. Для комфортного и гармоничного развития рекомендуем родителям внимательно исследовать те процессы, которые проживает ребенок, тогда станет ясно, какие внешние занятия требуются, и какое содействие следует оказать маме и папе. Да, для некоторых родителей является откровением, что процесс воспитания, в том числе, касается самого взрослого, а не только воздействия на ребенка.
Как влияет дополнительное образование на общее?
Н.Н. Дополнительное образование расширяет границы общего, дополняет его, имея где-то общие, а где-то свои задачи. Оно позволяет ребенку стать более адаптированным, социализированным, уверенным, гармоничным, понятным самому себе.
МИФ 4. МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА САМИ
Как узнать, что нужно ребенку. Задача ребенка и задача родителя?
Н.Н. Опасность в выборе направления дополнительных занятий - проявление собственных амбиций и интересов родителей, модные тенденции, а не истинный запрос ребенка, который он ещё не может сформировать, а взрослый может рассмотреть. Многие родители из лучших побуждений с первых лет жизни добавляют изучение иностранных языков, вместо изучения того, к чему у ребенка есть талант. До 5-6 лет обратите внимание на то, как ребенок сам себя занимает, что делает с большим удовольствием, на то и стоит обратить внимание. Он сам вам все покажет, просто наблюдайте.
До сих пор вызывает споры вопрос нужно ли готовить ребенка к школе, ведь задача системы научить детей читать, считать с 0, адаптировать к социальным правилам. Но запросы учебных заведений к первоклассникам возросли, что сформировало потребность в усиленной дошкольной подготовке ребенка. А это является не сверх нагрузкой, а естественным развитием. Ведь скорость развития детей сейчас во много раз выше, чем раньше, к 7 годам они с легкостью осваивают эти навыки. Именно поэтому Академия запускает с этого учебного года направление подготовки к школе для детей от 5 лет.
В каких условиях ребенок эффективнее воспринимает информацию?
Н.Н. В первую очередь родителям важно понимать, что способы восприятия информации и способы обучения у мальчиков и девочек кардинально разные (не просто так раньше было четкое разделение учебных заведений на мужские и женские), поэтому с дочерью и сыном использовать разные формы взаимодействия необходимо. Мальчикам более понятно проживать все через действия и наглядные примеры, девочкам - через чувствование, общение, обращение к себе.
В учебном плане Академии появились раздельные проекты для девочек и мальков. По итогам работы групп разных по гендеру, мы получили позитивную обратную связь от самих участников и родителей. Это утвердило нас в правильности данных новшеств.
Также индивидуальные психологические и физические особенности ребенка влияют на усвояемость информации. К сожалению, в общей системе образования меньше внимания уделяют этому факту. Поэтому успеваемость в школе не может дать объективную оценку способностям ребенка. Ваше требование пятерок и четверок и их наличие в дневнике, не гарантирует развитие личностных качеств (коммуникативных, ораторских, лидерских, адаптивных и пр.), важных для полноценной, радостной, гармоничной жизни подростка. Дополнительные групповые занятия – содействуют в решении данного вопроса общей системе обязательного образования.
МИФ 5. ВСЕ ЦЕНТРЫ ПОХОЖИ. ВЫБИРАЕМ ПО ЦЕНЕ.
Как работает Академия Лидерства и Бизнеса?
Ю.В. Академия работает в Тюмени и области с 2007. По нашим программам прошли обучение более 3000 школьников. Те родители, которые нам доверились, на практике видят результат. Ребята становятся более организованными, осознанными, умеют ставить цели, готовы брать ответственность за свои результаты, мотивированы к исследованию себя и осознанному выбору будущей сферы деятельности.
Нам близки принципы здоровой педагогики, где самым важным является сам ребенок с его талантами, особенностями и способностями. Функция взрослого сопровождать и направлять, без контроля и назидания. В следующий раз давая очередную команду ребенку, представьте себя на его месте и почувствуйте, что чувствует он. Поверьте, «командовать» у вас пропадет всякое желание, ведь дети больше чем взрослые готовы и открыты к диалогу.
Спорт, творчество, музыка также являются важными составляющими развития ребят. Но выбирая секцию, честно ответьте себе, почему вы выбрали ее для ребенка? Потому что, вам кажется….. или потому, что это точно то, что нужно именно ему.
Мы не доказываем родителям, почему мы лучше и важнее шахматного клуба или репетитора английского. Мы предлагаем дать возможность ребенку попробовать, почувствовать, не решать за него. А дальше он сам сможет принимать активное участие в формировании собственного расписания дополнительных занятий.
«Я участвовала 8 раз в проектах Академии Лидерства и Бизнеса.
В Академии я научилась хорошо фотографировать и готовить, не лениться, кататься на сноуборде и не нервничать по поводу экзаменов! Но это только самые поверхностные умения, которые я развивала в Академии. На программах учебного года, я многое узнала о лидере и его качествах, научилась подавлять конфликт, разрешить его. Актерское мастерство тоже развилось во мне - если одноклассники снимают видеоролики, или у нас театральный фестиваль, я - одна из кандидаток на главную роль! Общение с людьми после проектов в Академии становится все легче. Это отдельное достижение для меня. Все это - Академия. И я хочу Вас поблагодарить.»
КСЕНИЯ, ученица школы №70
«Я участвовала в пяти проектах Академии Лидерства и Бизнеса.
Я научилась снимать фильмы, изучила монтаж. Научилась придумывать и играть в различные игры со своим классом. Я узнала, как делать качественные фотографии. Я научилась заниматься йогой, и красиво держать осанку, благодаря проекту для девочек. Узнала, какие продукты полезные, а какие нет. Когда мои родители уезжают, мне приходиться заботиться самой о себе и о брате, мне надо готовить. На гастрономическом проекте, я узнала, как это сделать быстро и вкусно. Благодаря новым лидерским навыкам, я стала лидером своего класса.»
НАТАША, ученица школы № 90
Если у вас появились вопросы, мы с радостью ответим. Узнать больше информации о проектах и проконсультироваться со специалистами можно по телефону 53-18-17