Вопрос запретов и наказаний
Вопрос запретов и наказаний самый «больной» для любого родителя. Взрослым сложно говорить о том, что человек который младше (и вроде как менее умный и хитрый), позволяет себе не слушаться и как часто бывает просто «делает» родителей, используя любые стратегии для достижения своей цели.
В прошлом году на занятии посвященному умениям достигать согласие, группы ребят в возрасте от7 до 15 лет описывали стратегии, которые они используют в жизни при взаимодействии со взрослыми в ситуациях, когда нужно что-то получить.
Итак варианты: шантаж, слезы, «на слабо», обида, истерика и т. д. И это их сознательный арсенал.
Взрослые, общаясь с ребенком как с маленьким (причем ребенком любого возраста), почему то считают его манипуляции случайностью. Удивительно, но дети интуитивно точно знают «кнопки» своих родителей. И ребенок 2,3 года, 5-7 лет потом и 13-17 лет, понимает, что мамино НЕТ, это ДА, если нажать на нужную кнопку. Родителям задаю вопрос, в бизнесе придя к определенным договоренностям с партнерами, при невыполнении обязательств есть санкции, которые выполняются несмотря ни на что, так почему с ребенком при не выполнении им договоренностей вы все равно под напором слез и пр. сдаетесь, и он получает свое.
Именно так теряется авторитет. И наивно полагать, что наказание вернет его.
Дети классные актеры. Наказываете его — сыграют такой театр, что это приносит ему страдания, тем самым создаст иллюзию и спровоцирует чувство вины у того, кто наказал, а на самом деле они быстро адаптируются к любой новой стратегии родителей, начинают врать и фантазировать.
Важно с детьми разговаривать, договариваться, слушать их, выделять время для объяснения, почему нельзя, почему не куплю, почему не отпущу гулять, удивитесь обратной связи.
Они все понимают, они войдут в ваше положение, но обязательно нужно исполнять то, что вы обещаете, будь то наказание или поощрение. Дети верят взрослым, до тех пор, пока их действия и слова совпадают. Дети все запоминают и искренне не понимают, почему папе можно пообещать и не выполнить договор, а ему нет.
Другая крайность, ребенок слушается родителей беспрекословно, как робот.
Такой ребенок очень «удобен», но представьте, что его ждет во взрослой жизни. Если рядом не будет «мамы», которая не дает четких инструкций, сам он не то что не сможет, у него даже желания познавать мир не возникнет. И я «негодую» тем родителям, которые с гордостью рассказывают о том, что без них «солнышко», «малыш» (которому далеко не 3 годика) без них и шагу ступить не может, а потом уже и не хочет. Здесь уже вопрос другой: кто для кого и кто чьей жизнью живет. Я за то, чтобы детям не мешать исследовать мир, быть рядом, но не ограничивать, объяснять, показывать и сопровождать.